Статья «Целевые ориентиры, задачи и содержание образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста ОО «Физическое развитие»»
01.02.2024
Статья «Целевые ориентиры, задачи и
содержание образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста
ОО «Физическое развитие»»
У ребенка развита крупная моторика, он
активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки,
повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания
взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием
играет в подвижные игры; ребенок демонстрирует элементарные
культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания
(одевание, раздевание,
Педагог формирует умение выполнять
основные движения, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в
различных формах физкультурно-оздоровительной работы (утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию
движений и другое), развивает психофизические качества, координацию, равновесие
и ориентировку в пространстве. Педагог побуждает детей совместно играть в
подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует
двигательную деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и
страховку, поощряет стремление ребенка соблюдать правила личной гигиены и
проявлять культурно-гигиенические навыки. Формирование основ здорового образа
жизни: педагог формирует у детей полезные привычки и элементарные
культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно
и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить
зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать
нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок
одежду; способствует формированию положительного отношения к закаливающим и
гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.
К четырем годам: ребенок демонстрирует
положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет
избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля
мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм; ребенок проявляет элементы
самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в
подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре,
выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические
упражнения под музыку; ребенок демонстрирует координацию движений при
выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен
реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять
движения в общем для всех темпе; ребенок владеет культурно-гигиеническими
навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены,
имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
Содержание образовательной деятельности
3-4 года
Педагог формирует умение организованно
выполнять строевые упражнения, находить свое место при совместных построениях,
передвижениях. Выполнять общеразвивающие, музыкально-ритмические упражнения по
показу; создает условия для активной двигательной деятельности и положительного
эмоционального состояния детей. Педагог воспитывает умение слушать и следить за
показом, выполнять предложенные задания сообща, действуя в общем для всех темпе.
Организует подвижные игры, помогая детям выполнять движения с эмоциональным
отражением замысла, соблюдать правила в подвижной игре.
Педагог продумывает и организует
активный отдых, приобщает детей к здоровому образу жизни, к овладению
элементарными нормами и правилами поведения в двигательной деятельности,
формирует умения и навыки личной гигиены, воспитывает полезные для здоровья
привычки.
Физкультурные праздники и досуги:
педагог привлекает детей данной возрастной группы к участию в праздниках детей
старшего дошкольного возраста в качестве зрителей. Праздники проводятся 2 раза
в год, продолжительностью не более 1 - 1,5 часов.
Досуг организуется 1 - 2 раза в месяц во
второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 20 -
25 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры с элементами
соревнования, аттракционы, музыкальноритмические и танцевальные упражнения.
Досуги и праздники могут быть направлены
на решение задач приобщения к здоровому образу жизни, иметь социально-значимую
и патриотическую тематику, посвящаться государственным праздникам, включать
подвижные игры народов России.
Дни здоровья проводятся 1 раз в три
месяца. В этот день проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия,
прогулки, игры на свежем воздухе
К пяти годам:
- ребенок проявляет интерес к
разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями,
настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной
активности;
- ребенок демонстрирует координацию,
быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой
моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие
упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные
игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
- ребенок стремится узнать о правилах
здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие,
привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
- ребенок стремится к самостоятельному
осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации;
Содержание образовательной деятельности.
4-5 лет
Педагог формирует двигательные умения и
навыки, развивает психофизические качества при выполнении упражнений основной
гимнастики, а также при проведении подвижных и спортивных игр. Помогает точно
принимать исходное положение, поддерживает стремление соблюдать технику
выполнения упражнений, правила в подвижной игре, показывает возможность
использования разученного движения в самостоятельной двигательной деятельности,
помогает укреплять дружеские взаимоотношения со сверстниками, слышать и
выполнять указания, ориентироваться на словесную инструкцию; поощряет
проявление целеустремленности и упорства в достижении цели, стремление к
творчеству.
Педагог способствует овладению
элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, формирует
представление о правилах поведения в двигательной деятельности, закрепляет
полезные привычки, способствующие укреплению и сохранению здоровья.
Физкультурные праздники и досуги:
педагог привлекает детей данной возрастной группы к участию в праздниках детей
старшего дошкольного возраста в качестве зрителей. Праздники проводятся 2 раза
в год, продолжительностью не более 1 - 1,5 часов.
Досуг организуется 1 - 2 раза в месяц во
второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 20 -
25 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры с элементами
соревнования, аттракционы, музыкальноритмические и танцевальные упражнения.
Досуги и праздники могут быть направлены
на решение задач приобщения к здоровому образу жизни, иметь социально-значимую
и патриотическую тематику, посвящаться государственным праздникам, включать
подвижные игры народов России.
Дни здоровья проводятся 1 раз в три
месяца. В этот день проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия,
прогулки, игры на свежем воздухе
К шести годам:
- ребенок демонстрирует ярко выраженную
потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым
физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и
инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах
спорта, туризме, как форме активного отдыха;
- ребенок проявляет осознанность во
время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу,
гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе,
способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых
упражнений;
ребенок проявляет доступный возрасту
самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую
подвижную игру;
- ребенок проявляет духовно-нравственные
качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и
достижениями российских спортсменов;
- ребенок владеет основными способами
укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление
собственного здоровья и здоровья окружающих;
Содержание образовательной деятельности
(5-6 лет)
Педагог совершенствует двигательные
умения и навыки, развивает психофизические качества, обогащает двигательный
опыт детей разнообразными физическими упражнениями, поддерживает детскую
инициативу. Закрепляет умение осуществлять самоконтроль и оценку качества
выполнения упражнений другими детьми; создает условия для освоения элементов
спортивных игр, использует игры-эстафеты; поощряет осознанное выполнение
упражнений и соблюдение правил в подвижных играх; поддерживает предложенные
детьми варианты их усложнения; поощряет проявление нравственно-волевых качеств,
дружеских взаимоотношения со сверстниками.
Педагог уточняет, расширяет и закрепляет
представления о здоровье и здоровом образ жизни, начинает формировать
элементарные представления о разных формах активного отдыха, включая туризм,
способствует формированию навыков безопасного поведения в двигательной
деятельности. Организует для детей и родителей (законных представителей)
туристские прогулки и экскурсии, физкультурные праздники и досуги с
соответствующей тематикой.
Физкультурные праздники и досуги:
педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5
часов). Содержание праздников составляют ранее освоенные движения, в том числе,
спортивные и гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры.
Досуг организуется 1 - 2 раза в месяц во
второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 30 -
40 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры-эстафеты,
музыкально-ритмические упражнения, творческие задания.
Досуги и праздники могут быть направлены
на решение задач приобщения к здоровому образу жизни, иметь социально-значимую
и патриотическую тематику, посвящаться государственным праздникам, олимпиаде и
другим спортивным событиям, включать подвижные игры народов России.
Дни здоровья: педагог проводит 1 раз в
квартал. В этот день проводятся оздоровительные мероприятия и туристские
прогулки.
Туристские прогулки и экскурсии. Педагог
организует для детей непродолжительные пешие прогулки и экскурсии с постепенно
удлиняющимися переходами - на стадион, в парк, на берег моря и другое. Время
перехода в одну сторону составляет 30 - 40 минут, общая продолжительность не
более 1,5 - 2 часов. Время непрерывного движения 20 минут, с перерывом между
переходами не менее 10 минут. Педагог формирует представления о туризме как
виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного
края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для
туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться
на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в
преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во
время остановки.
Планируемые результаты на этапе
завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста):
- у ребенка сформированы основные
психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребенок владеет основными движениями и
элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
- ребенок соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребенок результативно выполняет
физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные),
участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки,
ориентируется на местности;
- ребенок проявляет элементы творчества
в двигательной деятельности;
- ребенок проявляет нравственно-волевые
качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной
деятельности;
- ребенок проявляет духовно-нравственные
качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и
ознакомлением с достижениями российского спорта;
- ребенок имеет начальные представления
о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое
здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребенок владеет навыками личной
гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих,
стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
Содержание образовательной деятельности.
6-7
Педагог создает условия для дальнейшего
совершенствования основных движений, развития психофизических качеств и
способностей, закрепления общеразвивающих, музыкально-ритмических упражнений и
их комбинаций, спортивных упражнений, освоения элементов спортивных игр, игр-эстафет.
Поощряет стремление выполнять упражнения технично, рационально, экономно,
выразительно, в соответствии с разнообразным характером музыки, ритмом, темпом,
амплитудой.
В процессе организации разных форм
физкультурно-оздоровительной работы педагог обучает детей следовать инструкции,
слышать и выполнять указания, соблюдать дисциплину, осуществлять самоконтроль и
давать оценку качества выполнения упражнений.
Поддерживает стремление творчески
использовать двигательный опыт в самостоятельной деятельности и на занятиях
гимнастикой, самостоятельно организовывать и придумывать подвижные игры,
общеразвивающие упражнения, комбинировать их элементы, импровизировать.
Педагог продолжает приобщать детей к
здоровому образу жизни: расширяет и уточняет представления о факторах, влияющих
на здоровье, способах его сохранения и укрепления, оздоровительных
мероприятиях, поддерживает интерес к физической культуре, спорту и туризму,
активному отдыху, воспитывает полезные привычки, осознанное, заботливое,
бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Содержание образовательной деятельности.
1) Основная гимнастика (основные
движения, общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика и строевые
упражнения).
2) Подвижные игры
3) Спортивные игры
4) Спортивные упражнения
5) Формирование основ здорового образа
жизни: педагог расширяет, уточняет и закрепляет представления о факторах,
положительно влияющих на здоровье, роли физической культуры и спорта в
укреплении здоровья; разных видах спорта (санный спорт, борьба, теннис,
синхронное плавание и другие), спортивных событиях и достижениях отечественных
спортсменов. Дает доступные по возрасту представления о профилактике и охране
здоровья, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при
активном беге, прыжках, играх-эстафетах, взаимодействии с партнером, в играх и
упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами,
пользовании спортивны инвентарем, оборудованием), во время туристских прогулок
и экскурсий. Приучает детей следить за своей осанкой, формирует представление о
том, как оказывать элементарную первую помощь, оценивать свое самочувствие;
воспитывает чувство сострадания к людям с особенностями здоровья, поддерживает
стремление детей заботиться о своем здоровье и самочувствии других людей.
6) Активный отдых.
Физкультурные праздники и досуги:
педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5
часов). Содержание праздников предусматривают сезонные спортивные упражнения,
элементы соревнования, с включением игр-эстафет, спортивных игр, на базе ранее
освоенных физических упражнений.
Досуг организуется 1 - 2 раза в месяц во
второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 40 -
45 минут. Содержание досуга включает: подвижные игры, в том числе, игры народов
России, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения, импровизацию,
танцевальные упражнения, творческие задания.
Досуги и праздники направлены на решение
задач приобщения к здоровому образу жизни, должны иметь социально-значимую и патриотическую
тематику, посвящаться государственным праздникам, ярким спортивным событиям и
достижениям выдающихся спортсменов.
Дни здоровья: проводятся 1 раз в
квартал. В этот день педагог организует оздоровительные мероприятия, в том
числе физкультурные досуги, и туристские прогулки.
Туристские прогулки и экскурсии
организуются при наличии возможностей дополнительного сопровождения и
организации санитарных стоянок.
Педагог организует пешеходные прогулки.
Время перехода в одну сторону составляет 35 - 40 минут, общая продолжительность
не более 2 - 2,5 часов. Время непрерывного движения 20 - 30 минут, с перерывом
между переходами не менее 10 минут. В ходе туристкой прогулки с детьми
проводятся подвижные игры и соревнования, наблюдения за природой родного края,
ознакомление с памятниками истории, боевой и трудовой славы, трудом людей
разных профессий.
Для организации детского туризма педагог
формирует представления о туризме, как форме активного отдыха, туристских
маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности:
правильно по погоде одеваться для прогулки, знать содержимое походной аптечки,
укладывать рюкзак весом от 500 гр. до 1 кг (более тяжелые вещи класть на дно,
скручивать валиком и аккуратно укладывать запасные вещи и коврик, продукты,
мелкие вещи, игрушки, регулировать лямки); преодолевать несложные препятствия
на пути, наблюдать за природой и фиксировать результаты наблюдений,
ориентироваться на местности, оказывать помощь товарищу, осуществлять страховку
при преодолении препятствий, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения
во время туристской прогулки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.02.2024
Дата обновления: 01.02.2024
Дата публикации: 01.02.2024