Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Логопедическая ритмика

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи Программы

4

1 1.3 Целевые ориентиры (планируемые результаты) Программы

5

2. Содержательный раздел
2.1 Принципы, методы и приемы реализации программы

7

2.2 Перспективный план логоритмических занятий

9

2.3 Содержание и организация занятий по логопедической ритмике

17

3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы

2

22

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственновременных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых
механизмов.

Чувство

ритма

помогает

быстрее

и

легче

усваивать

стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском
саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность
по логоритмике.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сочетаются с произнесение специального речевого
материала.
Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и
движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические
темы

Многократное

повторение

изучаемого

материала

способствует

выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в
форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную
атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном
процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей,
познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,
умение

ориентироваться

в

окружающем

мире,

понимание

смысла

предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя.
Данная программа решает проблему организации и проведения занятий
с детьми 3-7 лет по развитию речи с трудностями усвоения лексики,
грамматики русского языка, формирования связной речи, преодолении
нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия, направлена
на профилактику речевых нарушений у дошкольников. Обучение рассчитано
3

на весь учебный год – по 2 раза в неделю. 1 занятие направлено на развитие
лексико-грамматической стороны речи с элементами логоритмики, 2 на
развитие

фонематических

процессов

с

элементами

логоритмики.

Продолжительность каждого – 15 - 20 минут.
С каждым годом в детских садах растет количество детей с
различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе
образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на
ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и
индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка,
побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску
новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим
проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет
огромное

значение

в

последующей

жизни

ребёнка.

Недостатки

звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также
сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности
общения.

Дефекты

звукопроизношения

сами

собой

не

исчезают.

Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются и
становятся стойкими. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен
для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче
и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для
полноценного

речевого

и

психического

развития

дошкольников

в

дальнейшем.
1.2. Цели и задачи программы
Логопедическая

ритмика

—

одно

из

звеньев

коррекционной

педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя
средства

логопедического,

музыкально-ритмического

и

физического

воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель
данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в
4

речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
1) Оздоровительные (укреплять костно-мышечный аппарат; формировать
правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных
функций; развитие дыхания).
2)

Образовательные

пространственные

(формировать

представления;

умения
развивать

и

навыки;

развивать

переключаемость

и

координацию движений; развивать ритмическую выразительность; развивать
воображение

и

ассоциативно-образное

мышление;

развивать

коммуникативные умения и навыки;
3) Воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма; воспитывать
положительные
личностные

качества

у

дошкольников

(коллективизм.

дисциплину);

воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства).
4) Коррекционные (укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;
развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук; развитие общей
моторики, соответствующие возрастным особенностям детей; развития
голоса; развития дыхания; выработка четких координированных движений во
взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических
компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса)
1.3 Целевые ориентиры (планируемые результаты) Программы
1) Сформированность знаний расширение словарного запаса по лексическим
темам.
2) Сформированность умений выполнять движения в соответствии со
словами.
3) Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
4) Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах.

5

5) Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
6) Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
7) Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания,
памяти.
8) Улучшение результатов мониторинга развития речи.
10) Воспитание бережного отношения к природе, животным.
11) Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем
здоровье и здоровье окружающих.

6

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Принципы, методы и приемы реализации программы
1)

Принцип

научности.

Подкрепление

всех

коррекционных

и

оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками и технологиями.
2) Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. НОД по
логоритмике планируются, проводятся и анализируются музыкальным
руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы.
3) Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию

языка

в

целом,

как

системы

взаимосвязанных

и

взаимозависимых единиц.
4) Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики

реализуется

в

процессе

поэтапной

работы.

По

мере

формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше
подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка.
Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка
формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки,
составляющие

периферию.

Задача

логопеда

-

соблюдать

основные

закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5) Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
Работа над

одним звуком подготавливает и

облегчает правильное

произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других
групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный
уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь
позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно
произносимых звуков.
6) Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей
7

помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть
заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7) Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8) Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или
редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9) Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная
цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
10) Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности
различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы.
Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного,
речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
Наглядно – зрительные (показ):
- тактильно-мышечная наглядность
- наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция
движений (песня, музыка);
Словесные:
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция;
Практические:
- игровой метод – используется при разучивании новых упражнений;
- соревновательный используется для совершенствования уже отработанных
упражнений.
8

2.2 Перспективный план логоритмических занятий
Календарно – тематическое планирование по логопедической ритмике
Время
Названи
Цели
проведени
е
я
4 неделя «Осенние Развитие умение вслушиваться в обращенную речь,
сентября краски»
слухового
внимания,
длительный,
плавный
неречевой выдох; Укреплять мышцы языка,
развивать его подвижность; Развивать оптикопространственные представления;Учить исполнять
несложные ритмические мотивы; Стимулировать
творческую активность.
Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании
чистоговорок. Развивать тембровую окраску голоса
в играх со звукоподражаниями
1 неделя «Прогулк Развивать слуховую дифференциацию на материале
октября
а
в неречевых звуков; Уточнение произношения
осенний
согласных «М-МЬ»;
лес»
Способствовать усвоению существительных с
уменьшительно-ласкательным суффиксом; Учить
исполнять метрическую пульсацию в речевых
упражнениях, звучащих жестах, движении;
Развивать оптико-пространственные представления
(слева, справа); Способствовать раскрепощению
голосового аппарата и расширению певческого
диапазона; Вырабатывать позитивное восприятие
участниками группы друг друга
2 неделя
Овощи
Закрепить знания детей об овощах и фруктах в
октября
«Веселый дидактической игре. Формировать мягкую атаку
огород»
голоса при произнесении гласных [А - У]. Выучить
с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
Развивать у детей умение согласовывать движения с
ритмичным проговариванием текста. Развивать
произвольную
переключаемость
органов
артикуляционного аппарата
3неделя
Фрукты Развивать слуховое внимание к звуку, к слову;
октября
«Как
Развивать длительный, плавный неречевой выдох;
ежик
Уточнять произношение гласного звука «И»;
компот
Способствовать усвоению существительных с
варил
уменьшительно-ласкательным суффиксом; Учить
различать быстрый и медленный темп, ускорение и
замедление;
Учить
исполнять
несложные
ритмические мотивы; Развивать партнерские
9

отношения; Стимулировать творческую активность
4 неделя Осень,
Закреплять знания детей о съедобных и
октября
грибы,
несъедобных грибах.
ягоды,
Формировать правильное дыхание и естественное
деревья
звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
Закреплять умение различать на слух гласные звуки
[А – У - И], определять последний согласный звук в
словах.
Совершенствовать
технику
ходьбы
скользящего шага. Развивать слуховое внимание к
звук, к слову; Развивать силу выдоха; Уточнять
произношение
гласных
звуков:
А,
У;
Способствовать усвоению существительных с
уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Развивать оптико-пространственные представления
(слева, справа); Учить исполнять несложные
ритмические мотивы;
Развивать партнерские отношения;
Вырабатывать позитивное восприятие участниками
группы друг друга
1неделя
Одежда, Развивать силу, модулированость голоса;
ноября
обувь,
Уточнение произношения гласного звука «Э»;
головные Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
уборы
Развивать координацию движений;
1 занятие Воспитывать
понимание
обращенной
речи,
«1,2,3,4,5 активизировать пассивный словарь;
- я сейчас Развивать чувство принадлежности к группе;
пойду
Учить исполнять небольшие песни с ритмическим
гулять». аккомпанементом на музыкальных инструментах;
2 неделя Одежда, Развивать силу, модулированость голоса;
ноября
обувь,
Уточнение произношения гласного звука «Э»;
головные Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
уборы
Развивать координацию движений;
2 занятие Воспитывать
понимание
обращенной
речи,
активизировать пассивный словарь;
Развивать чувство принадлежности к группе;
Учить исполнять небольшие песни с ритмическим
аккомпанементом на музыкальных инструментах
3 неделя Игрушки Уточнение произношения согласных «Х-ХЬ»;
ноября
«Веселый Способствовать
усвоению
притяжательных
хоровод
местоимений «мой, моя, мои» в сочетании с
существительными мужского, среднего и женского
рода;
Развивать навык составления предложений по
вопросам, демонстрации действий;
10

4 неделя Посуда
ноября
«Посудны
й
концерт»

1 неделя Зимующи
декабря
е птицы
«Синички
н
календар
ь»

2 неделя Зима,
декабря
дикие
животны
е
готовятс
я к зиме
1
занятие:
«Почему
медведь
зимой
спит»
3 неделя 2 занятие
декабря
«Всяк
зверь посвоему
зимует»

Учить исполнять небольшие песни с метрическим
аккомпанементом на музыкальных инструментах;
Вырабатывать позитивное восприятие участниками
группы друг друга
Развивать артикуляционную моторику (базу
звуков);
Учить дифференцировать носовой и ротовой выдох;
Уточнение произношения согласных звуков «ННЬ»;
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
подвижность;
Способствовать
усвоению
существительных
единственного и множественного числа;
Развивать представления о возможных вариантах
движения музыкальной линии;
Познакомить со зрительным образом звука
Развивать модулированость голоса;
Уточнение произношения согласных «К-КЬ»;
Учить исполнять небольшие песни с ритмическим
аккомпанементом на музыкальных инструментах;
Развивать
умение
преобразовывать
существительные ед.ч. в существительные мн.ч.;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма
Учить дифференцировать носовой и ротовой выдох;
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
подвижность;
Уточнение произношения согласных «Т-ТЬ»;
Способствовать
усвоению
существительных
мужского, среднего и женского рода в косвенных
падежах;
Развивать навык составления предложений по
вопросам, демонстрации действий;
Учить использовать в звуковых композициях
переменную динамику;
Вырабатывать позитивное восприятие участниками
группы друг друга
Учить дифференцировать носовой и ротовой выдох;
Уточнение произношения согласных «Д-ДЬ»;
Способствовать
усвоению
существительных мужского, среднего и женского
рода в косвенных падежах;
Дать представления о много вариантности
11

4 неделя Новый
декабря
год
«Путеше
ствие в
Новогодн
юю
сказку

2 неделя Мебель
января
«Путеше
ствие
Домового
»

3 неделя Професси
января
и,
инструме
нты
«Кем
быть»

4 неделя Домашни
января
е

прочтения графических партитур;
Закреплять умение использовать в звуковых
композициях переменную динамику;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма.
Развивать плавность речевого выдоха;
Уточнение произношения согласных «В-ВЬ»;
Способствовать усвоению преобразования глаголов
повелительного наклонения 2 л. ед.ч. в глаголы
изъяв. накл.3 л. ед.ч. наст вр.;
Учить исполнять небольшие песни с метрическим
аккомпанементом на музыкальных инструментах;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма
Развивать силу голоса;
Уточнение произношения согласных «Б-БЬ»;
Способствовать
усвоению
притяжательных
местоимений «мой, моя, мои» в сочетании с
существительными мужского, среднего и женского
рода;
Развивать представления о возможных вариантах
движения музыкальной прерывистой в контрастном
сопоставлении с непрерывистой линией;
Учить использовать в звуковых композициях
переменную динамику;
Вырабатывать позитивное восприятие участниками
группы друг друга
Уточнение произношения звукосочетаний «АУ,
АОУ»;
Способствовать
усвоению
существительных
единственного и множественного числа;
Развивать навык составления предложений по
вопросам, демонстрации действий;
Развивать представления о возможных вариантах
движения музыкальной прерывистой линии;
Учить использовать в звуковых композициях
переменную динамику;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма
Продолжать работу модуляцией голоса;
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
12

животны
е и их
детеныш
и
«
На
ферме»
5 неделя Зимние
января
забавы
«Эх, качу
сь я с
горки…»

1 неделя Домашни
февраля
е
животны
е и их
детеныш
и
«Дед
Егор
зовет во
двор»
2 неделя Транспор
февраля
т
1 занятие
«Мы
едем,
едем,
едем»

подвижность;
Уточнение произношения согласных звуков «З-ЗЬ»;
Учить
мелодизировать
стихотворные
и
прозаические тексты;
Развивать умение согласовывать существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже;
Вырабатывать позитивное восприятие участниками
группы друг друга
Развивать силу голоса;
Уточнение произношения звукосочетаний «АОУЫ,
АОУИ»;
Способствовать усвоению преобразования глаголов
повелительного наклонения 2 л. ед.ч. в глаголы
изъяв. накл.3 л. ед.ч. наст. вр.;
Развивать навык составления предложений по
вопросам, демонстрации действий;
Учить исполнять небольшие песни с метрическим
аккомпанементом на музыкальных инструментах;
Вырабатывать позитивное восприятие участниками
группы друг друга
Развивать длительность и плавность речевого
выдоха;
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
подвижность;
Уточнение произношения согласных звуков «ХХЬ»;
Учить исполнять небольшие песни с ритмическим
аккомпанементом на музыкальных инструментах;
Развивать умение согласовывать существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже;
Вырабатывать позитивное восприятие участниками
группы друг друга
Развивать силу, модулированость голоса; Укреплять
мышцы языка, развивать его подвижность;
Уточнение произношения согласных звуков «ГГЬ»;Учить исполнять небольшие песни с
ритмическим аккомпанементом на музыкальных
инструментах;
Развивать умение согласовывать существительные с
прилагательными
в
роде,
числе,
падеже;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма
13

3 неделя Одежда,
февраля
обувь,
головные
уборы
2 занятие
«Веселый
лоскуток
»

Развивать умение согласовывать существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже;
Дифференциация произношения согласных звуков
«П-Б»;
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Развивать координацию движений;
Воспитывать
понимание
обращенной
речи,
активизировать пассивный словарь;
Развивать чувство принадлежности к группе;
Учить исполнять небольшие песни с ритмическим
аккомпанементом на двух и более музыкальных
инструментах
4 неделя Домашни Продолжать
развивать
плавность
и
февраля
е птицы продолжительность речевого выдоха;
«Гадкий
Дифференциация произношения согласных звуков
утенок» (К-КЬ, Г-ГЬ);
Учить исполнять небольшие песни с ритмическим
аккомпанементом на музыкальных инструментах;
Развивать умение согласовывать существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже;
1 неделя Транспор Продолжать развивать модулированость голоса;
марта
т
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
2 занятие подвижность;
«Мы
Уточнение произношения согласного звука «Ж»;
едем,
Развивать фантазию в поисках способов фиксации
едем,
звуков;
едем»
Учить использовать речевое упражнение как основу
для ритмических импровизаций
Расширять значения предлогов В-ИЗ, ПОД-НАД,
ЗА-ПЕРЕД;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма.
2 неделя Мамин
Закрепить представление о звуке [У] в пении
марта
праздник вокализов.
Формировать
мягкую
атаку
голоса
при
произнесении гласных.
Развивать
звуковысотный,
тембровый
и
ритмический слух.
Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к
традициям народа
Развитие модулированости голоса;
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
подвижность
14

3 неделя Части
марта
тела
«Носик,
привет,
привет»

4 неделя Наш
марта
город
«Автобус
ная
экскурсия
»

5 неделя Семья
марта
«В доме
моем»

1 неделя Признаки
апреля
весны,
перелетн
ые птицы
1 занятие
«Путеше
ствие
капельки»

Способствовать дифференциации носового и
ротового выдоха;
Дифференциация произношения согласных звуков
«В-Ф»;
Учить
мелодизировать
стихотворные
и
прозаические тексты;
Развивать умение согласовывать существительные с
притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ,
МОЕ, МОИ;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма
Закреплять умение целенаправленного речевого
выдоха;
Дифференциация произношения согласного звука
«Ш-Ж»;
Учить использовать речевое упражнение как основу
для ритмических импровизаций
Расширять значения предлогов В-ИЗ, ПОД-НАД,
ЗА-ПЕРЕД;
Развивать партнерские отношения в группе
Продолжать работу над сильным и длительным
выдохом;
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
подвижность;
Уточнение произношения согласных звуков «ССЬ»;
Учить
мелодизировать
стихотворные
и
прозаические тексты;
Развивать умение согласовывать существительные с
притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ,
МОЕ, МОИ;
Формировать навыки позитивного межличностного
общения через развитие умения согласовывать
собственное поведение с поведением других детей.
Воспитывать правильный темп ритм речи;
Дифференциация произношения согласных звуков
«С-З»;
Развивать фантазию в поисках способов фиксации
звуков;
Учить варьировать исполнение музыкального
произведения: изменять и дополнять его;
Развивать
умения
практически
употреблять
приставочные глаголы движения;
15

2 неделя Признаки
апреля
весны,
перелетн
ые птицы
2 занятие
«Путеше
ствие
капельки»

3 неделя Цветы,
апреля
насекомы
е
1 занятие

4 неделя Цветы,
апреля
насекомы
е
2 занятие

1 неделя Цветы,
мая
насекомы
е
«Кто с
кем
дружит?
»

Формировать навыки позитивного межличностного
общения через развитие умения согласовывать
собственное поведение с поведением других детей.
Воспитывать правильный темп ритм речи;
Уточнение произношения согласного звука «Ц»;
Развивать фантазию в поисках способов фиксации
звуков;
Учить варьировать исполнение музыкального
произведения: изменять и дополнять его;
Развивать
умения
практически
употреблять
приставочные глаголы движения;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма
Развивать интонационную выразительность;
Дифференциация произношения согласного звука
«С-Ш»;
Воспитывать культуру хорового пения;
Учить использовать речевое упражнение как основу
для ритмических импровизаций
Расширять значения предлогов В-ИЗ, ПОД-НАД,
ЗА-ПЕРЕД;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма
Продолжать
развивать
интонационную
выразительность;
Дифференциация произношения согласного звука
«Ж-З»;
Воспитывать культуру хорового пения;
Развивать
способность
к
пониманию
и
употреблению
сравнительной
степени
прилагательных;
Развивать партнерские отношения в группе
Развивать интонационную выразительность;
Дифференциация произношения согласного звука
«С-Ш»;
Воспитывать культуру хорового пения;
Учить использовать речевое упражнение как основу
для ритмических импровизаций
Расширять значения предлогов В-ИЗ, ПОД-НАД,
ЗА-ПЕРЕД;
Способствовать
снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
16

автоматизма
2 неделя Цветы,
Продолжать
развивать
интонационную
мая
насекомы выразительность;
е,
Дифференциация произношения согласного звука
«Муха
«Ж-З»;
строит
Воспитывать культуру хорового пения;
новый
Развивать
способность
к
пониманию
и
дом»
употреблению
сравнительной
степени
прилагательных;
Развивать партнерские отношения в группе
3 неделя Лето
Продолжать развивать длительный, плавный
мая
«Летние речевой выдох;
звуки»
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
1 занятие подвижность;
Уточнение произношения согласных звуков «ЛЛЬ»;
Закреплять
умение
использовать
речевое
упражнение как основу для ритмических
импровизаций; Продолжать развивать способность
к пониманию и употреблению сравнительной
степени прилагательных;
Развивать партнерские отношения в группе
4 неделя Лето
Продолжать развивать длительный, плавный
мая
«Летние речевой выдох;
звуки»
Укреплять
мышцы
языка,
развивать
его
2 занятие подвижность;
Уточнение произношения согласных звуков «ЛЛЬ»;
Закреплять
умение
использовать
речевое
упражнение как основу для ритмических
импровизаций; Продолжать развивать способность
к пониманию и употреблению сравнительной
степени прилагательных;
Развивать партнерские отношения в группе
2.3 Содержание и организация занятий по логопедической ритмике
Содержание логоритмических занятий
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические
упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают

17

умение

расслаблять

и

напрягать

группы

мышц.

Благодаря

этим

упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся
точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для
детей

с

нарушениями

звукопроизношения

–

необходимость. Они

подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков
(это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного
аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над
артикуляцией

позволяет

уточнить

правильное

звукопроизношение,

развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает

выработать

диафрагмальное

дыхание,

а

также

продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в
качестве

профилактики

простудных

заболеваний.

На

занятиях

используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только
развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки
дошкольников.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание
детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком,
игры

со

звучащими

жестами

и

музицированием

на

детских

музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др.
Использование простейшего стихотворного текста (русские народны
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует
18

быстрому

запоминанию

игры

и

облегчает

выполнение

логоритмических задач.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную

отзывчивость

и

музыкальный

слух;

укрепляетсяголосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации
гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с
речевыми

нарушениями направлен не только на формирование их

художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции,
дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур,
оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание
текста игры. Элементарное музицирование на детских музыкальных
инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа,
улучшает внимание, память а также остальные психические процессы,
сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме
известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с
детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах –
«шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных
различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из
деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой
бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела
могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды
развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и
19

щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую
фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство
уверенности

в

себе,

возможность

точнее

управлять

своим

телом,

выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их
новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся
в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации
слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на
смену

движений.

Эти

игры

воспитывают

чувство

коллективизма,

сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Структура логоритмических занятий
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и
имеют принцип игрового обучения. Длительность занятия зависит от
возраста детей. Дети в возрасте 3-4 лет 15 минут.
I.Вводная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и
ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного
тонуса;
II. Основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики;
-упражнения на развития внимания, памяти:
-упражнение на развитие чувства темпа, ритма;
- упражнения на развитии координации речи с движением:
20

-слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики;
III.Заключительная часть от 5 до 7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.

21

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Рабочая программа базируется на основных положениях программ и
методических пособий по логопедии:
• Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и Г. В. Чиркиной;
• Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
• Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.
Коноваленко;
• Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А. Куликовской; по логоритмике:
• Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю.
Гоголевой,

Е.

В.

Кузнецовой,

Л.

Казанцевой,

О.И.Крупенчук,

А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
• «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
• «Весёлая логоритмика» Е.Железновой; по оздоровлению детей:
• Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей» М.Н.Щетинина;
• «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
• «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;
• «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;
• «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
по музыкальному воспитанию:
• «Музыкальная ритмика» Т.И.Суворовой;
• «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина
• «Ритмика в специальном образовании» А.М.Доронина, Л.Е.Шевченко,
• Н.В.Дорониной;
22

• Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для сдудентов высших
учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –Петербург:
Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика).
• Савицская Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПб.: КАРО,
2009 – 128с.
• Методики

М.Ю.

Картушиной:

Картушина

М.Ю.,

Конспекты

логоритмических занятий с детьми 3-4 лет/ М.Ю. Картушина. – Москва:
Творч.центр Сфера, 2006 (Смоленск: Смоленская обл. тип. им. В.И.
Смирнова). – 160 с.:22 см Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических
занятий с детьми 4-5 лет/ Картушина М.Ю. – Москва: Творческий цент
Сфера, 2008 – 156 с.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».